Духовность катехизатора

Призвание к служению катехизатора

CNBB-105-F.23Призвание катехизатора – это особая харизма, признанная Церковью. Для кандидата в катехизаторы важно услышать призыв Святого Духа, обращенный к нему, осознать особый сверхъестественный характер этого призвания и ответить на него подобно пророку: «Вот я, пошли меня» (Ис 6,8).

Катехизатор – это христианин, назначенный Церковью, чтобы те, кто не знает Бога, имели возможность возлюбить Его и следовать за Ним.

Призвание к служению катехизатора распознается самим кандидатом в катехизаторы и Церковью (в лице епископа, настоятеля, других священников, людей, ответственных за формирование катехизаторов, опытных катехизаторов, всех прихожан и катехизируемых) на основе следующих критериев:

1. Общечеловеческие: здоровье (психическое и физическое), интеллектуальные способности, способность к сотрудничеству и работе в группе, общительность.
2. Духовные: послушание Церкви, Слову Божьему, молитва, участие в таинствах, свидетельство христианской жизни.
3. Соответствующий нравственный уровень.
4. Послушание церковной иерархии, нормальная активность в приходской жизни.

Не обязательно все эти качества должны быть сформированы полностью, но не следует понижать требования из-за недостатка количества катехизаторов.

Призвание катехизатора заключается в осознании себя в качестве посредника в подготовке личной встречи человека с Богом. Катехизатор послан Богом, чтобы проповедовать Благую Весть Иисуса Христа.

«Всякий, кто призовёт Имя Господне, спасётся.Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: «как прекрасны ноги благовествующих благое» (1Рим 10, 13-15).

Образцом для катехизаторов мог бы быть Иоанн Креститель, каким он представлен в четвертом Евангелии. Это тот, кто готовит путь, его радость — в сопровождении других людей ко Христу, чтобы они стали Его учениками (ср. Ин 3,30).
Подобно Иоанну Крестителю, катехизаторы должны принимать тех, кто далек от истинной веры и помогать им встать на путь, ведущий к Богу, призывая к вере и приобщая к опыту первых учеников. “Пойдите и увидите” (Ин 1,39) — отвечал Иисус Христос, тем, кто задавал вопрос: “Где живешь?” (Ин 1,38).

Проводник не должен ставить преграды на пути к вере. Он не указывает на себя, но знакомит со Христом, помогает установить с Ним личную связь.

Другая личность, это апостол Павел. Павел, слуга Слова, который все потерял, чтобы обрести Христа (1Фес 3,8). Павел, поставивший выше всякого знания познание пасхальной тайны Христа (1Кор 2,2). Катехизатор, подобно ему, становится бесполезным слугой, выполнив свою миссию.

Духовность катехизатора
«Задача, которая доверена катехизатору, требует от него интенсивной жизни таинствами, практики молитвы, глубокого понимания христианского вероучения и его реального влияния на нашу жизнь» (ОКР).

Передача другим, особенно молодым поколениям, того, во что верит катехизатор, неизбежно отражается на способе, каким он сам переживает христианскую веру:

Жить как чадо Божие
Прежде всего, он сам стремится достичь состояния чада Божьего. Он захвачен этой тайной и старается разделить ее с теми, кто ему доверен. Верить по-христиански – это также развивать в себе сыновнее отношение к Богу, позволять рукам Отца формировать себя. Это означает также принимать свою жизнь в ее будничном течении как Божье благословение.

Жить по-братски
Возрастать в сознании принадлежности Отцу — это также расти как ученик Христа и брат людям, с которыми мы живем. Отдаваться Христу, в Котором открывается любовь Отца, и радоваться присутствию братьев, пребывая в Церкви и в Святом Духе, Который есть Дыхание Бога.

Катехизатор должен свидетельствовать о Церкви, собирающей нас несмотря на различие мнений и позиций и иногда даже посредством их. Это должно конкретно выражаться в принятии детей, молодежи, взрослых в Церкви (во время собраний, общения в семьях, а также богослужения). Как по отношению к людям, так и по отношению к Церкви, катехизатор должен быть открытым.

Катехизация становится, таким образом, «местом Церкви», местом счастливого переживания братства в следовании за Христом.

Катехизатор – свидетель христианской жизни. «Вы — свет мира» (Мф 5,14).
Он передает то, чем живет и живет тем, что передает. Вот пример. Катехизатор рассказывает о призвании Моисея на основе отрывка из Книги Исхода (Исх 3). Его цель — чтобы дети открыли, как Бог явил Себя Моисею, как Бог его призвал. И вдруг один ребенок задает вопрос: «А у Вас тоже был горящий куст?» Иначе говоря, этот вопрос означает: «Каков Ваш опыт Бога? Как Вы Его встретили? Как Он принял Вас и какова Ваша миссия?».

Между тем, что говорит катехизатор и тем, как он поступает не должно быть противоречия, он должен быть живым свидетельством веры, хорошим христианином, учеником Христа, иначе ему нечего будет передать своим слушателям.
Катехизируемый нуждается в том, чтобы слова катехизатора и его вера подкреплялись его поступками. Это очень важно, так как катехизируемый быстро открывает для себя, каким человеком является катехизатор, верно оценивает черты его характера, знания, веру, возможности, слабости, внутренне желая увидеть в нем пример для себя.

Катехизатор стремится любить своих учеников, чтобы через его любовь они могли почувствовать, поверить в то, что Бог их любит, что они – члены одной семьи (прихода, Церкви).

Необходимые качества катехизатора:

1. Радость верить
Имея личный опыт общения со Христом, катехизатор излучает радость, несет ее людям.
Святой Августин указывает, что радость в катехизации – основное и необходимое условие, дающее удовлетворение и ученику, и воспитателю: “Это правда, что нас слушают с большим удовольствием, если мы сами радуемся тому, что делаем …”

2. Убежденность
Хороший катехизатор убежден в той истине, которую передает, иначе он не может тронуть сердца слушающих. Он должен открывать им свою, живую и глубокую, веру, убедительно исповедовать ее перед учениками.

3. Знание основ веры
Катехизатор имеет определенный уровень богословских знаний и постоянно стремится к их углублению (лично переживает содержание веры).

4. Ясность мышления.
 умение отличать главное от второстепенного;
 умение построить логичную и прозрачную схему, с помощью которой катехизируемому легче принять излагаемую истину веры;

5. Ораторское искусство (ясная и правильная речь, понятный способ выражения мыслей)

6. Умение быть внимательным (ко всей группе в целом, каждому ученику, реализации дидактической задачи).

7. Авторитет (дети и молодежь должны относиться к катехизатору с уважением, считаться с ним и с его мнением)

8. Педагогический такт: умение никого не обидеть, не вызвать чувства неприязни, избегать конфликтов, а также деликатность, уважение и доброжелательность ко всем ученикам. Источник этой тактичности в катехизации – заповедь любви к ближнему, чувство всеобщего братства детей Божьих. Катехизатор — педагог, он сопровождает, но не является концом пути. Между катехизатором и катехизируемым могут возникать братские отношения, но катехизатор должен уметь с радостью принимать уход учеников, если они нашли свой собственный путь.

9. Знание катехизируемых, их жизни, интересов, проблем. Для этого необходимо умение наблюдать и оценивать.

10. Общительность: умение установить контакт со слушателями и, как следствие, взаимное доверие, уважение, симпатия, а также умение слушать и понимать людей, вести диалог. Катехизатор, работающий с детьми, должен научиться говорить на их языке.

11. Творчество (планирование в области катехизации на основе собственного поиска, анализ воздействия на слушателей; способность творческого поиска решений новых проблем).


Духовный экуменизм 

Jesus-frappe-à-la-porte
Иакинф Дестивель  ОР

С самого своего основания, то есть с конца XIX века, движение за единство христиан включает в себя три взаимосвязанные измерения. Практическое измерение заключается в том, чтобы объединятся для проповедования Евангелия, сообща действовать и защищать общие нравственные ценности. Богословское измерение заключается в том, чтобы вести диалог о догматических вопросах, которые объединяют либо разделяют нас. И наконец духовное измерение, которое заключается не только в том, чтобы молиться о единстве, именуемое также «духовным экуменизмом», и названное Вторым Ватиканским Собором «душой всякого экуменизма» (Unitatis Redintegratio 8), именно о нём сегодня я хотел бы говорить.

document-print

 

 


Молитва – дверь в воскресение

cristo_rei[1]
Эдуард Шатов АА

Что такое молитва? Для чего она существует? Бытует мнение, что мы должны служить Богу и что Ему это необходимо. Достаточно антропоморфическое представление о Боге. Как если бы Бог что-то получал от молитвы или даже, может быть, нуждался в ней. Ведь не Он ли Сам установил молитву как служение пред Ним? Но, в то же время, 4-я Общая Префация  (a молитвенное правило Церкви является и одним из основных источников его понимания) напоминает нам о том, что Бог не нуждается в нашей молитве. И говорится об этом прямо, без двусмысленности: «Ибо, не имея нужды в нашей хвале, Ты даешь нам Твою благодать, чтобы мы могли воздавать благодарение. Восхваляя Тебя, мы не прибавляем Тебе величия, но сами возрастаем ко спасению через Христа, нашего Господа». Бог не нуждается в молитве, но именно в ней происходит наша с Ним встреча. Встреча, которая подобно мосту протягивается между временем и вечностью.document-print


Иконография рождества Христова

Rozdestvo_ikona

Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с ней — проем пещеры, в которой находятся ясли — кормушка для животных, где лежит спеленутый Богомладенец. Рядом с яслями — вол и осел (иногда конь и корова). Присутствие этих животных не столько подчеркивает место действия — хлев, сколько символически отображает пророчество Исайи: Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис 1, 3).document-print