Литургия

Print

Литургия Великого Поста как источник и опора нашей системы ценностей

Алехандро Х. Карбахо CMF

Литургический путь Великого Поста необычайно интересен. В течение нескольких недель мы готовимся к большому празднику, Пасхе. Пасха – это средоточие христианской жизни: в подготовке к ней мы обретаем ключи к пониманию нашей жизни. Давайте вглядимся в великопостную Литургию.

Начало Великого Поста. Пустыня (Мк 1, 12-15). Все мы понимаем, что это такое: место сухое, тихое, песок и ни капли воды. Днем – пекло, и нестерпимо холодно ночью. Картина не из веселых, не правда ли? И несмотря на это, Святой Дух ведет Христа в пустыню. Оттуда Иисус выходит более уверенным в себе, зная, к какому служению призвал Его Бог, и ощутив, что, хотя дьявол и является сильным оппонентом, он не всегда побеждает.

Первый урок ясен: нам необходимо хоть иногда уходить в пустыню. Не все мы можем поехать в Египет, но каждому дана возможность в тишине поговорить с Богом и, вопреки чему бы то ни было, услышать Его. Обернемся лицом к Господу, предстанем перед Ним.

«Ученик не больше учителя». Наверное, и нам предстоят искушения пустыни. Придется выбирать между Богом и ими. Хорошо, если мы поймем, что Господь – центр нашей жизни и Его одного для нас достаточно.

Пустыня – это то место и «время», когда мы можем освободиться, чтобы дать место в нас Господу и достойно воспринять Бога: не хлебом единым жив человек. Для верующего человека очень важна верность примеру Христа – и не только во время Великого Поста. Но в это время – особенно.

На второй неделе перед нами открывается совсем иная картина: мы смотрим с высоты гор (Мк 9, 2-10). Приятнее, чем в пустыне. Свежий воздух, богатство линий и оттенков, открытая панорама… Правда, добраться на вершину трудновато. Требуется много сил и решимости – но прежде всего необходима верность первой недели.

Как и в пустыне, в горах подстерегает искушение: хорошо нам здесь быть (Мк 9, 5). Здесь мы, подобно пророку Илие, можем встретиться с Богом (3Цар 19, 11-18), но нам не хочется идти дальше: страх парализует наш разум и блокирует наши способности. Нужна смелость, потому что по природе мы стремимся к тому, что нам нравится, и отказываемся от всего, что требует усилия. Нужна смелость, чтобы спуститься с горы и продолжить трудиться, но по-другому – в свете Преображения Господня. Необходимо много смелости, чтобы следовать за Ним: иногда нам, как некогда апостолам, многое остается неясным (Мк 9, 10). Нужно мужество, чтобы стать светом миру, неся ему тот свет, который мы сами получили от Бога.

На третьей неделе в этом году мы видим храм (Ин 2, 13-25). Это и Иерусалимский храм, и Храм Тела Христова – святое место, где мы особым образом можем встретиться с Богом. Новозаветное поклонение в духе и истине не связано с каким-то особым местом. Но и у нас есть видимые храмы, которые являют собой Церковь, обитель Бога с людьми, примиренными и объединенными во Христе. Там должны быть порядок и тишина. Когда на улице очень жарко, старинные храмы дают нам прохладу. Там приятно быть, приятно молиться. Понятно, что Иисус так разгневан: продавцы разрушают атмосферу храма. Дом Отца Моего – дом молитвы. Когда верующие собираются в одном месте, они суть камни живые, составляющие дом духовный (1Петр 2, 4-5). Как мы сами это понимаем? Чувствуем ли мы себя живыми камнями Иисусова храма? Стараемся ли мы регулярно очищаться, чтобы предстать перед Ним достойно? Очищение, соблюдение порядка в жизни (и духовной, и физической) необходимо, чтобы не заболеть. И грех – это все, что нас отделяет от Господа; это та грязь, которая мешает нам принять Христа.

Четвертая неделя – неделя света (Ин 9, 1-41). Северяне знают, что такое полярная ночь: день становится часом, и ночь царствует без конца. Жить в темноте очень трудно. Мы замечаем это и тогда, когда неожиданно гаснет свет. Без света не растут растения, человек плохо себя чувствует. Свет – это жизнь.

Во свете Твоем мы видим свет (Пс 35, 10). Свет Иисуса всегда освещает всё и всех. Но тогда почему мы порой говорим, что не видим Его? Почему мы ходим в темноте? Потому что часто нам кажется, что нашего собственного света достаточно. Но, чтобы прозреть, нам необходима открытость: нужно верить Христу. Вера дает нам свет для понимания, кто мы и кто Он. Быть на своем месте – прекрасное упражнение в открытости и смирении. Если мы открываемся Иисусу и принимаем Его как нашего Спасителя, то есть веруем, что Он может открыть нам глаза, то его свет помогает узнать правду нашей жизни и поступать именно так, как надо. Но быть открытым – значит также быть готовым к критике, понимать, что мы не владеем полнотой истины. Иногда в свете Иисуса мы можем обнаружить, что нам необходимо радикально изменить жизнь. Многие и многие святые являют примеры такого радикального изменения. Но не все готовы к этому.

На пятой неделе мы размышляем о жизни (Ин 12, 20-33). Точнее –о смерти и жизни. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Жизнь – это драгоценность. Церковь защищает ее вопреки всему. Христос стал одним из нас и жил для того, чтобы все имели жизнь. В то время как вокруг нас ширится так называемая культура смерти, Церковь выражает протест против таких вещей, как аборт, эвтаназия…

Однако иногда необходимо отдать свою жизнь. И Сам Иисус стал примером. История Церкви полна рассказов о тех, кто, следуя за Ним, умер, чтобы Церковь возрастала. Мученики напоминают нам: истинному христианину необходима отвага. И кровь мучеников –зерно христианской святости. Верность до конца (даже до смерти), смелость и открытость позволяют нам достичь нашей цели. Согласитесь, что мученичество не для всех. Это дар от Господа тем, кого Он избрал. Но каждый может по-своему отдать жизнь – каждый свой день. И снова возникает вопрос: насколько участие в Литургии, то есть в жизни Церкви, помогает нам углубиться в Тайну? Стараемся ли мы воплощать жизнью все, что переживаем на литургии, быть последовательными? Нельзя жить по-христиански во время литургии и по-человечески – остальное время. Это называется шизофренией. Мы призваны постоянно жить полноценной христианской жизнью.

Литургией не исчерпывается деятельность Церкви. Литургия должна предваряться евангелизацией, верой и обращением: только тогда она принесет свои плоды в жизни верующих – даст им жизнь новую, жизнь по Духу. Церковь из года в год призывает нас жить литургическим временем. От нас зависит, насколько глубоко мы используем эту возможность. Следуя по пути великопостной Литургии, мы можем подготовить себя к тому, чтобы страдать, умереть и воскреснуть вместе с Иисусом Христом. И да поможет нам в этом Господь.