Всего понемногу

Керигма в Катехизации

Sessia_2015С 07 по 11 мая, 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась выездная сессия Катехизаторов. Тема конференции: Керигма в Катехизации.

Мероприятие проходило в здании Католической Высшей Духовной Семинарии: Мария Царица Апостолов. На сессии присутствовали делегаты из разных городов: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Владимир, Курск, Петропавловск-Камчатский, Москва, Калининград, Ярославль, Березники, Пермь. Программа сессии такова: участники начали собираться и заселяться в номера накануне, а с 07 по 11 плодотворно работали: заслушивали лекции и вели конспекты (по 2 доклада) каждый день, которые читал католический священник о. Кшиштов Буяк ОР. Sessia_2015_2Также на сессии работали сестры, священник о. Андрей. Во второй половине дня, были занятия в группах. Непосредственно работали со Священным Писанием, выявляли ключевые факты, касающиеся рассматриваемых вопросов, делились опытом о работе с катехуменами.

Ежедневные молитвы и Литургия Часов, а также Святая Месса в часовне семинарии, являлись неотъемлемой частью рабочей программы. Участники сессии питались в трапезной семинарии. Где их радушно принимали и вкусно кормили.

Sessia_2015_3Одиннадцатого мая подведены итоги конференции, участниками конференции была отмечена высокопрофессиональная и по-отечески заботливая работа организаторов.

В результате пройденной сессии, участники обменялись опытам работы с катехуменами. Были проведены обширные и всесторонние обсуждения всеми участниками, многочисленных аспектов, выражающихся в первую очередь в следующем: Какие выводы по пройденному материалу, сделали для себя участники сессии; Что нового почерпнули участники из всего обилия пройденного материала; Как наиболее точно и достоверно донести информацию катехуменам; Что в первую очередь для себя лично усвоили участники сессии. Sessia_2015_4Кроме всего прочего, рассмотрены многочисленные вопросы, касающиеся не только катехизации, но и усвоен обширный материал по работе с катехуменами. Также была проведена плодотворная работа по теме самой конференции, и изучались вопросы по преодолению проблем в современной жизни, касающихся как самой катехизации, так и духовного образования в целом.

Sessia_2015_5 Sessia_2015_6

Виктор Богатырев.

 


 

Учёба в центре катехизации в Москве.

sk1Придите и научитесь от Меня…(ср. Мф 11,28-29 )

Я учусь в школе катехизации в Москве уже два года. Сам я зависимый и работаю в реабилитационном центре с наркоманами – пытаюсь передать опыт своего выздоровления с помощью Бога другим зависимым. Однажды, получив освобождение из Божьих рук, я понял, что надо держаться этого и, мало того, передавать эту благую весть другим, но как это делать правильно? Вот поэтому я и решил стать катехизатором  и учиться. Я сделал переход в Католическую общину и  стал углублённо изучать учение Католической Церкви.

Хочу сказать, что с этого момента у меня началась другая жизнь, полная  приключений. Каждая поездка из Березников в Москву – это настоящее паломничество. Нас, катехизаторов, из прихода на учёбу ездят четыре человека: мой друг Виталий, показавший мне Господа, как Путь и Истину и Жизнь, Нона и Светлана. В поезде мы много молимся, общаемся с попутчиками, свидетельствуем, раздаём медальоны Божьей Матери, благовествуем и евангелизируем, и на себе ощущаем действие Божьей благодати, ибо Господом утверждаются стопы такого человека (ср. Пс 36,23). Приезжая в Москву, первым делом мы посещаем Святую Мессу, и делаем это каждый день.

sk3Сами занятия мне поначалу были тяжеловаты, так как огромный объем информации не мог вместить мой мозг, но со временем я научился конспектировать и запоминать, то что меня более затронуло. Каждый преподаватель отличается своей живой верой. Это очень стимулирует для общения с другими. Во вторых, мы встречаемся с  разными катехизаторами нашей епархии. Они делятся с нами опытом своих приходов. Со многими мы подружились и стали как родные. Церковь – это Мария непрестанно рождающая сына и мы благодарны Господу за то, что в лице сестер Пресвятого Сердца Иисуса и Господниковой Ларисы, реально чувствуем тепло и заботу Его Сердца и Её рук. Помимо занятий нам устраивают практические духовные упражнения, а также экскурсии по святым местам и достопримечательностям города.

В общем, эти поездки, как заряд энергии – каждый раз происходит наполнение Святым Духом, отходишь от насущных проблем и отдаёшь себя полностью Господу, Его проведению и поиску Истины. Мы очень благодарны спонсорам и всем кто устраивает нам эти занятия, давая возможность духовного роста, и становиться в наших приходах той самой закваской, которая квасит всё тесто и о которой говорит Христос. Мы, католики, не так многочисленны, как хотелось бы, но это не должно нас пугать, а наоборот радовать, так как у нас впереди много  возможности нести людям Радостную Весть и слова Иисуса нас поддерживают. «Не бойся малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам царство.» (Лк 12,38 ) – эти слова Господа вселяют в нас оптимизм и энергию быть Его учениками, следовать за Ним, больше и больше познавая Христа и радоваться Его совершенной радостью. Всем сердцем благодарим и уповаем на Господа нашего Иисуса Христа, Который живёт и царствует во веки веков. Аминь.

Катехизатор Владимир Чернышев.

 


 

 

Международный Конгресс «Катехизатор – свидетель веры»

26-29 сентября в Риме прошел Международный Конгресс «Катехизатор – свидетель веры». Своими впечатлениями делится с. Тереза Канакри, FMM, возглавлявшая группу российских катехизаторов.

groupe«Конгресс проходил с большой интенсивностью. Каждый доклад занимал не более получаса, поэтому лекторам приходилось говорить только самую суть. У них не было времени на пустые разговоры. Докладчиками были не только богословы и те, кто защитил в докторат, посвященный катехизации, но в первую очередь те, кто имеет опыт практической и пастырской работы. Так что помимо теории всегда был элемент актуализации. Всегда подчеркивалось , как можно сделать, как перевести и как передать. И все это было очень продуманно.

Все доклады были сосредоточены на теме веры. Это — первая часть Катехизиса Католической Церкви. Мы были на первом Конгрессе, организованном Папским Советом по новой евангелизации. У организаторов есть желание говорить обо всех частях Катехизиса, значит будет еще о Таинствах, о христианской жизни и о молитве.

Был также момент, помогающий войти в молитву. Через доклад  Lectio Divina, говорящий об ученика в Эммаусе. Я постоянно использую этот отрывок, чтобы объяснить как катехизировать и саму структуру катехизации. И каждый раз нахожу что-то новое. Так было и в этот раз. Для меня была интересна связь с Воскресением. Когда время темноты и смерти, а потом радость Воскресения, оживления. Начали в темноте и закончили оживлением –так и в нашей жизни: начинаем в темноте и заканчиваем в Воскресении. Это был новый аспект, открывшийся мне, в этом евангельском чтении.

Для меня лично были важны еще два момента. Первый — динамизм веры, исходящий из вспоминания Иисуса Христа, исторического человека, открывающегося в нашей жизни, и конкретная встреча с Ним во время литургии. Мы объясняем, говорим о Нем «Он среди нас», но конкретный контакт происходит во время Евхаристии, в том,  что община сегодня продолжает воспоминание о Нем. И жизнь общины – это свидетельство Его присутствия среди нас. Другой- связь с Истиной, т.е. служение катехизации как служение Истине. Это не слова, это Сам Бог, который приходит к человеку. Нам не нужно много говорить, потому что Он является Истинной.  Служение веры – это выражение церковной общины. Мы служим Истине и таинство человека открывается в таинстве Христа. В человеке есть стремление к истине и в этом сущность человека, поэтому мы и служим Истине. Мы служим тому, что есть в человеке, истине в нем.

Динамизм акта вера, поиск истины во Христе – это то, что нужно для России. И здесь важно, как можно говорить с людьми, как говорить с людьми на понятном для них языке. Важно, чтобы были не слоганы,  а постоянная актуализация языка. Важно, чтобы человек, к которому мы обращаемся, понял нас. И важен аспект уверенности и силы в проповеди. Ясность и внутренняя уверенность, что то, что мы передаем это не просто какие-то наши убеждения, а сам Господь Бог, открывающийся через нас. Это Слово Божие, которое мы передаем, передаем наш опыт жизни. Вспомним энциклику Dei Verbum: Господь Сам открывается нам. Катехизация – это передача Откровения, того, что приобретает свою актуальность в литургии и дает нам понять план Любви Божией.

Катехизатору нужно со смелостью идти вперед. И тут важно, в какой культуре мы находимся. Культурный контекст создают масс-медиа, которые манипулируют людьми. И мы должны знать, где эта манипуляция. И не использовать манипуляцию в передачи веры. С другой стороны, зная, где кроется манипуляция, мы должны использовать наши масс-медиа. Необходимо быть открытыми на проблемы современной культуры, молодежи, глобализации и искать пути, как говорить с представителями этой культуры. Глобализация сейчас везде. Равнодушие и индивидуализм – это основное свойство нашей культуры. Впрочем, в докладах не было демонизации, только констатация. И много говорилось о том, каким языком должны пользоваться мы. Сегодня катехизация – это, в первую очередь, катехизация встречи.

Хотим мы или нет, но масс-медиа влияют на все. Например, много говорят про аборты и делают рекламу, утверждающую, что это хорошо. Хотя это противоречит христианской этике. Постепенно происходит опустошение смысла христианского послания. И дело не только в рекламе. Существует большое количество сериалов, которые смотрят по всему миру. Так происходит мягкое влияние на сознание. А что можем предложить мы? Во-первых, показать, что это — манипуляция и неправда. И подготовить стратегию, которая противоречит манипулятивным технологиям. Показать, что это ложь!

В конце Конференции аниматор подвел интересный итог, состоявший из 14 пунктов, отражавших суть докладов, включая речь Папы.

  1. Церковь – как принципиальный субъект евангелизации.  Основа – община. В первую очередь община является местом и цель евангелизации.
  2. Об этом много говорил Папа. Быть катехизатором – это призвание, а не карьера, поэтому необходимо опираться на Христа, жить во Христе и потом уже говорить о Нем.
  3. Наш мир сегодня требует творчества и в то же время простоты, молитвы и милосердия, любви, радостного свидетельства о жизни вообще и о жизни в общине.
  4. Есть разные виды передачи Слова Божьего, но важно использовать тот вид, который может быть понят другим человеком.
  5. Необходимо обновить формы передачи: место, контекст и всегда нужно, чтобы было равновесие между библейским и доктринальным аспектом передачи.
  6. Путь катехумената – как образец любой катехизации  и орудие для преображения во Христе.
  7. Размытости понятий в современном мире нужно противопоставить истину, которая освящает разум человека.
  8. Миссионерский аспект катехизации: идти к людям, не боясь идти к тому, кто никогда не слышал о Христе.
  9. Необходимо, чтобы Господь открыл наши глаза. И здесь особое место играет литургия, где мы можем говорить с Господом, а Он с нами.
  10. Вера – это дар, свободный ответ и эклезиологический акт. Мы говорим: «верую», т.е. вся Церковь верует.
  11. Передача веры должна быть связана с воспоминанием  Иисуса Христа   через Св. Писание и Предание, .
  12. Передача веры как воспоминание о Деяниях апостолов и о Церкви . Необходимо искать слова, которые пробуждают желание следовать за Христом.
  13. Использовать те инструменты коммуникации, которые могут свидетельствовать о милосердии Бога и Его послании.
  14. Войти в христианское свидетельством. Войти в события жизни Христа и дать ясное христианское видение человека. Увидеть в человеке возможность ответить на веру щедро и с готовностью. И это момент благодати! Наш ответ – это благодать, а  не что-то наше. Разрешить Христу смотреть на нас и быть в Его присутствии.  Разрешить Христу смотреть на нас, чтобы мы могли смотреть на других Его глазами. Об этом говорил Папа».

Некоторые заметки по поводу Заключительной Речи на Конгрессе.


 

«Я пришла прославить Бога и научиться правильно любить Его».

Впечатления участницы духовных упражнений под руководством Алехандро Карбахо CMF во время Адвента

Школа Веры 26.11.11 проводила в приходе Успения Пресвятой Девы Марии Рождественские духовные упражнения. Этот день особенно запомнился сосредоточенностью и благожелательностью атмосферы, которую создавали все, кто пришел прославить Бога и научиться правильно любить Его.

Встреча началась с утренней молитвы. Еще никогда я не присутствовала на утренней молитве в церкви. Поскольку я опоздала, мне не сразу удалось разобраться, как именно надо молиться, но, слава Богу, вдумываясь в слова, осмысливая, следуя за тем, как делают это остальные, сливаясь голосами в молитве, я ощутила, как по коже побежали мурашки. После утренней молитвы отец Алехандро провел конференцию, посвященную теме Любви.

Мария была скромна, смиренна, чиста сердцем. Деве Марии явился ангел Гавриил от Бога и сказал: «Радуйся, Мария!»  Это не значит, что следует закрыть глаза и ждать, что все будет хорошо. Нужно жить в мире и умереть с радостью. Мария получила от Господа благодать, потому что Она слышала Его, приняла ангела и согласилась, не зная (кто муж?). Она  задает вопрос, но, получив ответ, не выгоняет ангела, не противится, а смиренно принимает, открывая свою душу Господу. Она получила от Бога благодать. Иначе говоря, когда мы слышим, соглашаемся, открываем свое сердце Богу – мы получаем Его любовь, благодать, особую миссию. Бог выбирает нас – Своих учеников, потому что любит, а от нашего выбора зависит, принимаем мы Его или нет. Он не врывается, не постучавшись, но Он войдет в твою жизнь, если ты откроешь свое сердце и примешь Его с любовью.


Несколько слов по поводу встречи катехизаторов и органистов 4 — 9 мая в Санкт-Петербурге.

Когда я узнала, что могу поехать в Питер на «сборы» катехизаторов и ответственных за музыкальное сопровождение в приходах, мое сердце особенно возрадовалось. Не смотря на «ветеранский» стаж в качестве церковной органистки, посещение такого специального собрания случилось для меня впервые. По дороге я размышляла о том, что будет совсем непросто организовать диалог между такими «разными» людьми – мирянами, сестрами, священниками, хористами, дирижерами, органистами, катехизаторами. Кто-то только начинает свое служение, у кого-то за плечами годы и десятилетия. Как такое «разноголосие» можно настроить на один тон? Вот эта «настройка» и оказалась самым таинственным и восхитительным процессом, который произошел со всеми нами в эти дни. Мудрость Святого Духа, ведшего нас по пути единства, и устроителей конференции состоялась в том, что нашим образованием занимались с разных сторон два удивительных священника – о. Мариано Хосе и о. Сергий Зуев. Один «посвящал» нас в таинства «Литургии жизни и в жизнь литургии» — совершенно потрясающе! То был о. Мариано! Тонко и вдохновенно! С полным доверием к нашей способности воспринимать этот невероятно сложный и величественный процесс снисхождения и восхождения Бога и человека друг ко другу! С другой стороны шел очень непростой разговор о процессах инкультурации в музыкальной ткани католической литургии в России. Этот разговор вел о. Сергий. Ему, как «настройщику» приходилось работать с нашим сердцем, натягивая его душевные струны порой до боли и сильного сопротивления. Но сегодняшний тон священнопразднования литургии в католическом храме в России требует очень высокого уровня. Время самодеятельности прошло. Конечно, не в каждом приходе есть профессиональные музыканты такого уровня, как те, кто приехал на эту встречу. Священники и сестры тоже не смогут обеспечить требуемое качество песнопений священнопразднования у себя в приходе, если нет органиста или регента с более или менее профессиональными навыками. Однако, встречи такого рода, как эта, вполне могли бы восполнить нехватку знаний и опыта у тех энтузиастов, которые берутся за музыкальное служение в церкви. Если бы эти встречи могли иметь продолжение и перспективный план освоения основных знаний и навыков, необходимых для работы с хором и игры на органе, и не только в виде таких собраний, как это, но и в Интернет-пространстве, то это было бы очень полезно. Сейчас, по прошествии  времени, особенно тепло на сердце от воспоминаний об этих днях, и хочется выразить огромную благодарность всем организаторам этого важного события. Да благословит вас Господь!

Екатерина Изранова, композитор и органистка, г. Калининград


 

Свидетельство

Мое рождение на территории бывшего СССР предопределило изначальное формирование атеистического мировоззрения. Активное участие в пионерской и комсомольской организации, служба в военно-морском флоте и учеба в университете на биологическом факультете окончательно оформило материалистическое отношение к миру. Гарантированный государством средний уровень материальных благ и отсутствие эгоистичных амбиций формировали твердую уверенность в завтрашнем дне. Естественно, что при таких условиях места для Бога в моей жизни просто не было. К тридцати годам я имел семью, любимых жену и сына, трехкомнатную квартиру, машину, престижную работу в госуниверситете с перспективой роста, вдобавок всевозможную помощь со стороны родственников, своих и жены. По меркам среднестатистического гражданина СССР у меня было все.

И когда, казалось бы, нужно беззаботно жить и радоваться, рационально-биологический ум поставил вопросы. Неужели это все, что нужно человеку? Неужели эволюция, затратившая миллиарды лет на развитие природы и возникновение этого человека, ограничила его таким смыслом существования? И множество других подобных вопросов, не имевших ответа. И, как следствие, при видимом внешнем благополучии, в душе возникло щемящее чувство тоски, тоски по утраченному или ненайденному смыслу жизни.

Теперь я понимаю, что такое состояние души было началом нового этапа духовного развития, этапом поиска нематериального смысла жизни. А поскольку выражение, что нет пророков в своем отечестве, истинно, то поиск ответов на мучившие вопросы начался с далеких восточных философий Китая и Индии, а также всевозможных чуждых мистических и оккультных учений. И чем интенсивнее шло познание, тем больше росло щемящее чувство одиночества и осознание того, что и там нет ответов. Эти процессы исканий развивались на фоне развала Советского Союза и возникших материальных трудностях, угрозы потери работы, болезней в семье. Безысходное чувство тоски и печали были моими спутниками днем и ночью. Я был как блудный сын, расточивший наследство своего Отца, но так и не нашедший ни счастья, ни смысла жизни.

Теперь я понимаю величайший промысел Божий в моей жизни. Только моя нищая душа, лишившись самоуверенности и самодостаточности, перешагнувшая через гордыню и упование на сильных мира сего, могла быть готова к возвращению в Отчий дом и принятию с благодарностью того, что уготовил Отец.

Однажды, оказавшись в церкви волею Духа Святого, я со всей ясностью осознал до самых глубин сердца, что вот он — Отчий дом, именно здесь сокрыто ТО, к чему я стремился неосознанно и сознательно всю свою жизнь. Величайшее чувство умиротворения и радости, не испытанное до этого, заполнило мое существо. С этого часа на смену тоске, печали, безысходности и тому подобным состояниям, пришли спокойствие и уверенность. Огромное чувство духовного голода и жажды не давали насытиться малым: чтение Библии, духовных книг, общение с верующими, молитва прочно входили в мою жизнь, наполняя ее проблесками смысла. Христианство, ранее казавшееся религиозным изобретением человеческого ума, раскрывалось своим животворящим и истинным содержанием. Погружение в догматы веры пробудило чувство реальности существования Иисуса Христа как моего Бога. И, как следствие этого, настойчивое желание узнать Его ближе, узнать Его волю, соприкоснуться с тайной любви Бога к человеку. И чем реальнее становилось ощущение Бога, тем заметнее происходили изменения в моей духовной жизни. Молитвы-просьбы перерастали в благодарения, они — в молитву восхваления и прославления. Вся моя жизнь, все мои чувства, все мои мысли, дела и поступки были направлены на обретение полноты жизни, а она возможна только в Боге.

И ОН снизошел!!! Ранее прочитанные свидетельства о личной встрече души с живым Иисусом вызывали только интеллектуальный интерес. Я желал бы такой встречи, но не допускал и мысли, что это может произойти со мной, да еще при земной жизни.

Я стоял на коленях перед Дарохранительницей и молился, молитва, как мне казалось, была скорее монологом, в котором я рассказывал Богу о своих переживаниях и сомнениях, успехах и достижениях. Я молился и одновременно сетовал, что такой грешник как я, наверное, недостоин, быть услышанным…

И произошло Чудо!!! Бог ответил, ответил всепоглощающим чувством Любви, чувством Нежности и Заботы, чувством Тепла и Света. И пришло осознание, что Он, мой Иисус, всю мою жизнь, весь этот путь метаний и исканий был рядом, помогая и терпеливо ожидая возращение блудной души. И все мое естество до глубины духа наполнилось непередаваемым благоуханием Любви. Душа слилась с Богом и уста мои разомкнулись и впервые произнесли с благоговением: «я Люблю Тебя, Иисусе»! Неземное чувство Счастья растворило мое эго. Мы были одним целым — я и мой Бог. Слезы текли по моим щекам, а я, задыхаясь, все повторял и повторял: «я Люблю Тебя, Иисусе; я Люблю Тебя, Иисусе; я Люблю Тебя, Иисусе». Господи, какое это блаженство -Любить и быть Любимым. Аминь.

                                                                                          Громенко Виктор, Симферополь 2004


 

Свидетельство Катехумена

Когда я впервые переступила порог храма Святой Екатерины полтора года назад, я даже не предполагала какой длинный путь мне предстоит пройти – путь христианского посвящения. Подготовка к таинству Крещения включала в себя период катехумената, а также ряд подготовительных обрядов. И сейчас, некоторое время спустя, я понимаю, насколько была необходима такая подготовка. Я пришла в церковь с одним желанием: найти Бога, научиться любить Бога, обрести веру. И начинать пришлось с «чистого листа».  И дорога к Богу была трудной. Было много сомнений, часто казалось, что у меня ничего не получится. Благодаря занятиям с о. Войчехом я получила ответы на многие вопросы, которые были для меня важны. Очень подробно, шаг за шагом, мы разбирали Символ Веры. И постепенно я стала постигать Бога разумом. Но все время оставалось что-то, что я никак не могла понять, прочувствовать до конца. Даже отчаяние возникало: что я какая-то ущербная (у меня не получается молиться, я никогда не смогу стать истинно верующей). Во время воскресной мессы в дни Великого Поста я вместе с другими катехуменами должна была пройти ряд обрядов, которые заканчиваются совершением таинств христианского посвящения. И вот во время обрядов произошла удивительная вещь. Мне даже трудно объяснить это словами. Я вдруг поняла, вернее, почувствовала, что мое сердце готово принять Бога. Когда я стояла перед алтарем, и все прихожане молились за меня и других катехуменов, я осознала себя частью этой Церкви, и что на своем пути к Богу я не одна, и что веру мне даст только Церковь. И еще один очень важный для меня момент. Ведь сколько раз во время воскресной мессы я повторяла слова Символа Веры. Но всегда мне казалось, что что-то очень важное ускользает от меня. Но когда во время обряда прихожане вслед за священником произносили Символ Веры, я вдруг осознала, наконец, смысл слов, которые так часто произносила сама: верую «во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь».

Ирина Беляева


Свидетельство Катехизатора

Меня крестили в Католической Церкви, когда я была 9-летним ребенком. Затем уже через год я приняла первое Причастие. Все последующее время я постоянно ходила в Воскресную школу, и не представляла себе воскресный день без занятий в Церкви. Можно с уверенностью сказать, что это была моя вторая школа. Из группы подготовки к первому Причастию я перешла в другую группу, где занимались дети такого же возраста, спустя год – снова другая группа, уже на ступень выше. Так шли годы, летело время, я окончила свою Среднюю школу и одновременно с этим – Воскресную. Началась новая жизнь, я поступила в Институт, и решила не переставать ходить в уже ставшую такой родной Воскресную школу, только теперь я посещала занятия для молодежи. Через некоторое время мне и моей подруге предложили вести группу маленьких детей в нашей Церкви. Помню, что это предложение очень польстило мне, ведь таким образом нам дали понять, что доверяют нашему опыту, что нас считают уже созревшими катехизаторами. Это было очень радостное, но в то же время и очень трудное дело, так как мы должны были сами обдумывать темы и разрабатывать новую программу. Мы начали с большим энтузиазмом и «апостольским» рвением, но в течение учебного года наш бодрый дух как-то стих, и нам становилось все тяжелее и сложнее вести группу. Дождавшись с большим нетерпением конца года, я глубоко вздохнула и решила для себя, что, по-видимому, мне не дано быть катехизатором, что это вовсе не мое призвание, и тогда я отказалась от нового приглашения заниматься с детишками в следующем году.

Прошло три года. Я по-прежнему хожу в Церковь, участвую в жизни нашего Прихода. Теперь это можно назвать не школой, а моим вторым домом. Я благодарна Богу за всех наших священ-ников и прихожан, за каждое прожитое событие в такой дружной церковной семье. Этим летом я получила значительный опыт в общении с детьми, и поняла, насколько большое значение имеет для ребенка воспитание.

Каждый человек развивается и растет в той среде, которая его окружает. Вначале он тихий наблюдатель, который очень пристально следит за тем, что делают его родители. Затем он становится исполнителем, и тогда нужно быть особенно внимательным, чтобы не дать впитать ему отрицательные и негативные стороны нашей жизни. Однажды я задумалась, как можно предотвратить большое количество проблем, если просто уделять минуты (или по возможности целые часы) драгоценного внимания, душевного тепла и недостающей заботы нашим детям и родителям, нашим родным и близким, нашим братьям и сестрам. Когда я осознала это, мне захотелось улыбнуться самой себе, опустить это улыбку в свое сердце, а потом также улыбнуться каждому, кого встречу на своем пути. Ведь мы призваны сеять добро, ведь наша жизнь протекает не зря, ведь мы, становясь взрослыми, можем делиться своим опытом с другими.

В начале этого учебного года я была готова сама подойти к нашему Отцу-настоятелю и попросить его взять ведение группы в Воскресной школе. Однако, Господь Бог сам все устроил. Мне не пришлось даже спрашивать. Именно в тот момент нужна была помощь, и я ответила согласием. Все произошло само собой. Сейчас я не буду утверждать, что катехизация – это мое призвание. Я просто делаю то, что подсказывает мне мое сердце. Добавлю только, что, как мне кажется, с детьми нужно быть более открытыми в общении, быть самим собой и стараться научить их постигать самую главную задачу христианина: как же все-таки жить со Христом.

М. Г.