История

Мариано Хосе Седано Сьерра CMF

csm_2deer1_dee2a7584f-khИстория катехумената до наших дней
 
1. Первые шаги, ведущие к катехуменату 
«Было время, когда его не было» 
 
Эту фразу, которую историки приписывают Арию, говорившему о Сыне Божием, можно отнести к истории катехумената. В ранней Церкви можно различить разные формы евангелизации: то, что можно называть первым общением с Христом (керигма) и учением или наставлениями уже крещеным. Процесс веры не завершается крещением, а начинается. Поэтому Деяния святых апостолов говорят: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в Общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42). Разумеется, речь идет о христианах уже крещенных. Ясно, что христианское посвящение является гораздо бо́льшим, чем «учение Апостолов». Оно также включает в себя «общение» (койнония), «преломление хлеба (лейтургия), «молитву», готовность «иметь всё общее» и соединение с Церковью (Деян 2, 43-47). Такими терминами Лука описывает совокупность элементов, составляющих христианское посвящение. Но в это время еще не существует никакого периода подготовки к крещению как такового. Вначале, как мы часто видим в Деяниях (2, 38; 8, 36-38; 10, 44-48; 16, 33), всё происходило таким образом: «И взяв их в тот час ночи… немедленно крестился сам и все домашние его». Однако политическая и религиозная ситуации часто приводили к отступничеству. Именно поэтому постепенно христиане стали проявлять осторожность и не крестить никого, не удостоверившись, что человек созрел для этого и пережил подлинное обращение. 

Свящ. Люк Мелле

15 иллСтупени Чина христианского посвящения взрослых
Введение
Рассмотрев антропологическую и экклезиологическую структуру катехумената, теперь я хотел бы перейти к собственно этапам Чина христианского посвящения взрослых. Прежде всего, я хотел бы сделать краткий обзор их возникновения и развития в истории и их восстановления Вторым Ватиканским собором. Это поможет нам увидеть, что ни в одну эпоху не существовало единственного метода сопровождения на этом пути. Затем я хочу попытаться взглянуть на три ступени катехумената с богословской точки зрения. Наконец, я предложу объяснение различных обрядов, которыми сопровождается каждая ступень. Весь этот процесс организован вокруг литургических обрядов. Он погружает катехумена, предстоятеля и собрание верующих в самое средоточие веры Церкви. Вся Церковь, благодаря катехуменам, призвана обновить на этом литургическом пути свою веру.

 


  
Свящ. Люк Мелле
RCIAЧин христианского посвящения взрослых
 
Введение 
 
Катехуменат – подарок и шанс для Церкви, для тех, кто пожинает плоды этой подготовки к жизни «во Христе». Это время, когда человек переживает процесс «перехода к Христу», время пересмотра всей своей жизни и внутреннего обращения. Потому что цель — не креститься, а стать христианином, не подготовиться к таинству или красивому празднику, а вступить на христианский путь.
Чтобы дать определение евангелизации, христианизации людей и народов, на протяжении веков христианской древности обычно использовалось выражение «стать Христовыми», «прийти к Христу». Но прийти следует не только «к Христу», но и «через Христа». «Никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Ин 14, 6). Так что здесь сразу встает вопрос о необходимости спасительной «очной ставки» с Христом. Разве Павел после своего молниеносного обращения не сказал: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20)?
 
В XX веке, после долгих веков забвения, катехуменат для взрослых вновь становится объектом живого интереса в странах миссии, как и в некоторых европейских странах. Обновление, которое принес с собой Второй Ватиканский собор, дает возможность вновь оценить преимущества организации катехумената по литургическим этапам. В 1972 году был принят Римский Чин (РЧ). «Чин христианского посвящения взрослых определенно приглашает отказаться от той модели христианского посвящения младенцев, которая долгое время была единственной, то есть от разнесения всех трех обрядов во времени». Главный смысл объединения трех таинств состоит в том, что оно свидетельствует о единстве Пасхальной тайны, тесной связи между миссией Сына и излиянием Святого Духа и о единстве таинств, посредством которых Отец, Сын и Святой Дух изливают Себя в душу крещаемых» (ср. 34).
 
Этот «переход к Христу» — прежде всего духовное событие. Это ответ на внутренний зов, влечение, некая «очарованность». Это событие экзистенциального порядка: вся жизнь ученика преображается благодаря встрече с Христом. Наконец, этот «переход» неразрывно связан с Церковью, с литургией. Симпатизирующий, катехумен, неофит открывает для себя Церковь и учится жить в общении и общности со своей новой семьей. Это вовсе немаловажный аспект катехумената. Христианское сообщество – Церковь – по своей природе ответственно за процесс приобщения нового члена к телу Церкви. Крещение «присоединяет человека к Церкви… созидает сакраментальные узы единства» (ср. Общее введение, 4).
 
Но помимо того, что катехуменат – это опыт обращения, он требует особого катехетического подхода. «Это воспитательный процесс и подлинная школа веры» (DGC 91). Иногда говорят о «катехуменальной модели» (там же, 90-91), которая сочетает в себе знакомство со Словом Божиим, его чтение, обращение (решение избрать Христа), участие в литургической жизни и в молитве Церкви.
 
Обратив внимание на структуру и пастырские рекомендации Чина, мы тотчас видим три аспекта. Катехуменат – это процесс, совершающийся во времени. Он тесно связан с жизнью христианской общины. Его сердце – Пасхальная тайна Христа. Он позволяет пережить пасхальный опыт, на котором зиждутся вера и жизнь учеников Христа.