История спасения

Михал Магда, SVD

História da Salvação - painel didáticoС помощью этого термина, — может быть, и не совсем точного, но существующего в повседневном пользовании — пытаются определить Божественное вмешательство в историю, конечной целью которого является спасение человека, то есть, полноту осуществления человека, как индивидуума, так и общины. Для лучшего описания этой идеи, мы представим два аспекта истории. Первый будет более синтетическим, где проблемы будут сокращены до минимума и упрощены, однако второй будет более полным.

История спасения – это встреча человека с Богом. Она состоит из событий, направленных к спасению человека (в случае его положительного ответа) или ведет его к полному уничтожению (в случае отказа человека). С позиции человека — это история всех опытов спасения человечества.

Данное определение, является обобщением, более того, оно остается неоднозначным. События, касающиеся человека, различных эпох и стран почти не возможно определить и рассчитать. Человек тоже, в каком-то смысле, чувствуется себя творцом своей истории: проектирует ее, осуществляет, достигает предвиденные цели. Кажется, что он ограничен в осуществлении своего предназначения. Тогда рождается вопрос: Не светская ли это история, которой господствует человек? Ведь она существует во всей действительности. Но ответ верующего человека должен всегда быть отрицательным. Каждый человеческое действие является одновременно действием спасения, однако на самом деле человек и все, что является «миром» не господствует спасением (у атеиста может не быть такого осознания, и он может отчетливо отрицать такое утверждение).

Однако история, планируемая и управляемая Богом в сотрудничестве с человеком, находится в эсхатологическом, вне-мировом измерении. Не существует другой истории, кроме той единственной, которая является историей спасения. Для верующего человека в истории человечества существуют особенные моменты: фундаментальные события и события, самые важные в его вере, каковым, например, является личность Христа. Существует также ключ для понимания и объяснения этих событий: Слово Боже, то есть, Библия. Каждый факт истории спасения содержит в себе целое, неисчерпаемое богатство. Но оно неоднозначно, поэтому необходимо открыть настоящее значение путем интерпретации.

Следует различать историю конкретного народа от всеобщей истории. Первая описана и интерпретирована Библией и содержит два особенных опыта, которые охватывают В.З. и Н.З. Как выполнение самой себя длится она от сотворения до эсхатона (последнее время). В ней выделяются четыре периода (kairoi):

  • райский;
  • общины Израиля (где грешное человечество встречается со Христом);
  • радикально новый, т. е. Христа и Церкви;
  • эсхатона, т. е. окончательных времен.

События, описанные в Библии, представляют собою лишь малую часть уже пережитых событий, как и тех, которые еще будет переживать все человечество. Однако, интерпретированные Библией, они становятся нормативными для универсальной истории. Божье Слово в них становится точкой, где каждое прошлое, нынешнее и будущее события приобретает свое окончательное значение. Библия разъясняет значение всей истории, хотя делает это лишь косвенно, но в то же время согласно божественной инспирации и жизненным обычаям. Каждый момент универсальной истории поддается оценке Божьего слова, которое становится провоцирующей силой и одновременно спасает.

(Дальше)