Личностные кризисы в психологическом консультировании

Возраст кризиса Маркер Задачи клиента

Задачи и действия психолога

1

До 1 года Тревожность, неконтактность, нетерпение ребенка Родители и воспитатели: терпеливо работать над доверяющей реакцией ребенка, создание яркой сенсорно-насыщенной среды. Информирование родителей, борьба со стереотипами, убеждение, обучение взаимодействию.
2 2-3 года Гипертрофированный стыд или полное безразличие к своему телу; робость, длительный энурез. Родители и воспитатели: режим и гигиена как воспитательные цели, обучение владению телом, выработка правильного отношения к телу. Информирование родителей, борьба со стереотипами, убеждение, обучение взаимодействию
3 3-6 лет Вялость, скованность,

равнодушие, не любознательность, отсутствие упорства.

Родители и воспитатели: учить управлять своим поведением, поощрение самостоятельности, сотрудничество, создание развивающей среды, мягкость и настойчивость. Информирование родителей, борьба со стереотипами, убеждение, обучение взаимодействию.
4 6-12 лет Леность (даже в игре), безответственность, инфантильность, слабая саморегуляция. Клиент-ребенок: выработка произвольности поведения и психических процессов (воля, память, внимание), планирование действий, обязательность Информирование родителей, борьба со стереотипами, убеждение, обучение взаимодействию и системам развивающих упражнений.
5 12-18 лет Неприятие себя, конформизм, недифференцированность, асоциальное поведение, конфликты со взрослыми или со сверстниками (по возрастному признаку). Личностное самоопределение, принятие себя, принятие реальности, первичное формирование мировоззрения. Работа с ценностями и смыслами клиента, с его идентичностью.
6 20-45 лет Изоляция, избегание доверительных отношений, переживание одиночества, отвергнутости, мизантропия. Работа над чувствами любви, дружбы, уважения, обретение в этом смыслов. Работа с ценностями и смыслами клиента, с его идентичностью; работа с личностью клиента по проблемам взаимоотношений и чувств.
7 45-60 лет Профвыгорание, непродуктивность, инвалидизация, эгоцентризм. Самореализация, передача опыта, творчество. Работа с ценностями и смыслами клиента, с его идентичностью; работа с личностью клиента над мироосмыслением и отношением к себе.
8 От 70 и далее Отчаяние, чувство бессмысленности бытия, неприятие жизни и современности. Сохранение и развитие психики (тренируемые функции не атрофируются), принятие жизни как целого, решение экзистенциональных (бытийных) проблем.

Работа с ценностями и смыслами клиента, с его идентичностью; работа с личностью клиента над мироосмыслением и отношением к себе. Помощь в сохранении психики и личности в целом (подбор упражнений, восполнение дефицита общения).