Второй шаг — Простой знак

ok.encontra-caminho«Восстав ото сна, всем верующим, мужчинам и женщинам, 

надлежит прежде всех дел омыть свои руки и молиться Богу, 

и только потом заниматься своими делами.

(…) Не будь нерадив в молитве».

Сегодня я принес вам один древний текст, относящийся к III веку нашей эры. Это «Апостольское предание» Ипполита Римского. Здесь мы находим указания Церкви, касающиеся ежедневной молитвы и молитвенных часов.

«Восстав ото сна, всем верующим, мужчинам и женщинам, надлежит прежде всех дел омыть свои руки и молиться Богу, и только потом заниматься своими делами.(…) Не будь нерадив в молитве».

Не удивительно ли, что эти необыкновенные строки написаны восемнадцать веков назад! Еще у истоков христианства верующие сознавали необходимость молитвы, совершаемой в духовном храме, созданном Церковью. Вы, возможно, подумали что тогда у них было много свободного времени? Вы ошибаетесь. У нас никогда нет времени… Время дает нам Бог. Нам следует принять его и не спешить тратить.

Я предлагаю вам самую простую молитву. Вы все ее знаете. Это крестное знамение – движение, которым мы осеняем все наше тело от лба к груди, от одного плеча к другому, чертя на себе крест. О крестном знамении говорится и в «Апостольском предании» Ипполита Римского. Подумаем о том, что оно означает.

Прежде всего, это молитва жестом. Молитва и тела, и духа. Не только мысленно, но и физически я отдаюсь всем  своим существом молитвенному действию. Все мое бытие, во всех его измерениях, охвачено силой любви к Богу, дарованной мне.

Почему крестное знамение? Это напоминание о крестном знамении, совершаемом при нашем крещении. И во время миропомазания на нас накладывается печать священным миром и знаком креста Христова. Библия объясняет корни этого обычая. В Книге пророка Иезекииля Бог призывает некоего человека: «… пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез 9, 4). В час Суда, объясняет пророк, всех, чье чело отмечено этим священным знаком, пощадит Ангел Господень.

Мы вспомнили, что во время крещения и миропомазания на каждом человеке был начертан знак. В связи с этим можно прийти к заключению, что когда мы сами крестимся, мы только воссоздаем знак, печать, данную нам другими. Я не сам отметил себя знаком Креста. Я получил этот знак. От кого? В сущности, я получил знак от Церкви, а следовательно – от Христа. Прежде всего это знак Агнца, знак Христа. Значит, совершая крестное знамение, я вспоминаю, к какому обществу и к какому народу я принадлежу.

Таким образом, крестное знамение свидетельствует о моей сопричастности Христу, напоминает, что я составляю одно целое с Христом, принявшим смерть и воскресшим.

Движением, чертящим Крест Господень на моем теле, я возлагаю на себя все страдания мира, преображенные и превращенные в избавление и спасение. Чудо искупления охватывает меня с головы до ног, во всех измерениях моего существования – в прошлом, настоящем, будущем. «В будущем?» – спросите вы. Да, и в будущем, потому что крестное знамение предвещает победу Распятого, надежду на воскресение.

Я не только осеняю себя крестом, но и произношу в это время слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Я приближаюсь к тайне Самого Бога – Бога, Которого никто не видел, не постиг, не измерил, так как люди слабы и ограничены, но Который позволяет Себя узнавать. Действительно, Он принимает нас в лоно Своей любви, делая нас братьями и сестрами Христа, Единородного Своего Сына, и укрепляет нас силой Своего Святого Духа, Который преображает нас и дает нам залог вечной жизни, жизни святой: в ней – счастье и венец нашего существования.

Если я отмечаю начало моего дня знаком Креста Христова, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», я вновь постигаю божественное призвание человека. Оно не только в том, что человек создан по образу и подобию Божию, но и в том, что Бог, послав Своего Единородного Сына разделить с людьми их естество, позволил и мне, ничтожному созданию, обреченному на смерть, приобщиться Божественному естеству Сына Божия.

Произнося имена Отца, Сына и Святого Духа, мы должны совершить еще один шаг к вере: меня охватывает тайна Бога в единстве Трех Лиц, перед Которыми я благоговею. Мне дана милость приобщиться к самой жизни Бога. Тайна Бога, созерцаемая мной, охватывает меня, и отныне я несу ее в себе. Свет моей жизни и свет всего мира – крестное знамение – освещает моим глазам цель этого дня: я буду свидетельствовать об Отце, Сыне и Духе – я, который вместе со всеми моими призванными Богом братьями даром Святого Духа приобщен к естеству Сына, чтобы восхвалить Небесного Отца.

Наконец, последнее значение крестного знамения: пространственная символика четырех сторон света. Нам не следует забывать об этом. Хотя космические корабли и уносят нас за пределы земного притяжения, наши ноги твердо стоят на земле. Отцы Церкви и вся христианская традиция придают большое значение этой символике пространства. Она хорошо понятна всем, кто чувствует окружающий их мир.

Движение руки – с севера на юг и с запада на восток – ставит меня, жалкого в своей бренности и неповторимо драгоценного в своей уникальности, так же как и тебя, брат мой, слушающий меня, и каждого из нас, живущих во вселенной, туда, где мы должны находиться, чтобы воссияла слава Божия. Так мы постигаем наше призвание и начинаем его выполнять.

Да, это очень простой способ молиться. И вы хорошо видите все богатство христианского знамения креста «во имя Отца и Сына и Святого Духа». И как хорошо, если вы принадлежите обществу, которое вернулось к молитвенному жесту, – в этом нам помогает молодежь. Хорошо, если ваше сознание свободно, если вас не стесняет ложный стыд, если атеизм общественной жизни не сделал вас окостеневшими и неподвижными, неспособными выразить своей физической сущностью то, что мы рождены свыше.

Лично я чувствую большую радость, когда опускаю руку в чашу со святой водой, прекрасной, чистой, свежей, напоминающей крещальную воду пасхальной ночи. Ведь я могу не только перекреститься «во имя Отца и Сына и Святого Духа», но и вспомнить, что вода на моем лбу и моей груди возвеличивает мою жизнь: в этом символе – первые воды сотворения мира, над которыми носился Дух Божий; воды Красного моря, которое перешел еврейский народ, когда Бог восстановил с ним завет; воды Иордана в Земле Обетованной; крещальная вода; влага слез, омывающих нас от грехов; живая вода (Ин 4, 7-16) – этот бьющий ключом источник Духа, который Бог поместил внутри нас.

Да, восстав ото сна, мы можем молиться просто: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».