Образец анализа текста из Нового Завета

atividades-para-catequese

(когда текст — это рассказ)

Первая встреча с текстом:

— прочитать выбранный отрывок два раза вслух;

— тут же, после этого прочтения, записать свои впечатления (что мне нравится больше, что меньше, что меня поражает, что кажется спорным и т.д.).

Для этого задания достаточно нескольких минут. Наблюдение над текстом: Нужно уметь принимать текст таким, каков он есть. Это не зеркало, где я вижу своё изображение, и не то, что мне просто нравится. Я должен работать, искать в нём Иисуса Христа.

 

Вот несколько способов облегчить эту задачу:

  • перечитать начало и конец отрывка (несколько стихов). Посмотреть, что происходит, каковы изменения между началом и концом;
  • отметить персонажи текста и их взаимоотношения. Кто кажется мне главным персонажем? Что он говорит и делает? Кто с ним? Кто против него? Кто помогает ему? Кто активен? Кто пассивен?
  • выделить из текста слова одной «семьи», относящиеся к одной теме. В каждом тексте всегда есть несколько определённых групп слов или словесных «семей», на которых строится его развитие;
  • обратить внимание на контрасты или парадоксы тексты, если они есть;
  • обратить внимание на то, как текст связан с предыдущим и последующим отрывками и каково его место в «произведении» в целом?

Необходимость сведений, взятых вне текста:

Сделать текст более ясным можно:

  • читая сноски в Библии (устаревшие значения слов, «литературные жанры», возможность связей и сближения разных текстов);
  • пользуясь Библейским словарём или энциклопедией. Постановка вопросов к тексту: Поскольку Евангелия были написаны после Пасхи верующими и для верующих, следует попытаться отметить в тексте:
  • событие жизни Иисуса (Его учеников), о котором говорится;
  • веру в Воскресение Христа, выраженную явно или неявно, и чувство упования, естественно порождаемое такой верой;
  • связь с жизнью Церкви: для чего этот текст был написан и сохранён, каким потребностям христиан он отвечает? — прямые или косвенные связи или отсылки к Ветхому Завету.

Усвоить смысл текста (то, что он означает для нас сегодня):

  • После выполнения предыдущих четырёх заданий, попытаться воспринять свидетельство веры, присутствующее в тексте, «благую весть».
  • Как это свидетельство, эта «благая весть» может укрепить нас в нашей вере сегодня, там, где мы живём? как передать другими словами этот древний текст, чтобы он был понят окружающими нас людьми?
  • Не хочется ли вам исправить, дополнить, а то и вовсе отказаться от ваших первых заметок и впечатлений от текста, сделанных сразу после первого прочтения?
  • На какую молитву вдохновляет нас этот текст?

Примечание: этот анализ требует около 1 час работы в группе

Примеры:

Иисус воскрешает единственного сына у вдовы из Наина (Лк 7, 11-17)

Прозрение слепорожденного (Ин 9,1-40)back_2229